Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Сталинизм он не переваривал, а соцреализм его смешил»

Ю.П. Анненков. Автопортрет.
Искусствовед Ирина Обухова-Зелиньска — об исследовании жизни и творчества художника Юрия Анненкова
Сергей Спицын
11 августа, 2016 16:24
7 мин
Юрий Анненков, как бы выразился Эрих-Мария Ремарк, представитель «потерянного поколения», если смотреть на него из России. Самые значимые и известные работы, такие как портреты Анны Ахматовой, Максима Горького, Корнея Чуковского, были созданы им в период жизни не на родине, а на чужбине, в Париже. О судьбе художника РП рассказала автор книги «Юрий Анненков на перекрестках XX века» российский искусствовед Ирина Обухова-Зелиньска, супруга генерального консула республики Польша в Иркутске.
– Как возникла идея исследования жизни и творчества Юрия Анненкова?
– Когда поступала в аспирантуру Лозаннского университета, встал вопрос о теме исследований. Я остановилась на Анненкове, потому что читала его «Дневник» еще в конце 1970-х. По этой книге и другим его публикациям, по тому, как о нем писали авторы статей и мемуаристы, можно было подозревать, что человек он интересный, и творчество его заслуживает самого пристального внимания. Копнув глубже, обнаружила, насколько велико и разнообразно наследие этого незаурядного художника и писателя — а нам известна лишь верхушка айсберга. То есть кроме нескольких общеизвестных шедевров, остальное было практически не изучено и не осознано, как и его биография, которая таила, как оказалось, еще больше неожиданностей.
– Так значит, все сведения об Анненкове и о его творчестве черпали из западных источников?
– Ну что вы! К началу нулевых московские хранилища пополнились многими эмигрантскими изданиями и архивами, и можно было работать в Москве и в Петербурге. Кроме того, с этими городами была связана жизнь Анненкова до отъезда, и здесь сохранились его архивные документы и музейные фонды, например, в Третьяковской галерее. Немало любопытного нашлось и в частных собраниях. Например, самый крупный массив, так называемый Парижский архив Анненкова, находится в Москве, в частном собрании — там есть просто уникальные вещи. Здесь нужно понимать, что ни одно из государственных или частных хранилищ не позволяет изучить и представить жизнь и творчество Анненкова в целом — общую картину приходится складывать из разбросанных по разным местам фрагментов, словно из отдельных пазлов.
– А вам удалось застать кого-то из тех, кто общался с Анненковым лично и помнил его?
– Во-первых, оказалось, что в Москве живет племянница Юрия Павловича, дочь его старшей сестры Надежды, и ее семья, у которой хранится немало фотографий и ранних работ Юрия Павловича. В Париже живут две племянницы (дочери его брата Александра, одной из них 93 года) — их семейные архивы и рассказы тоже стали ценным источником информации. О работе Анненкова в кино и его положении в парижской среде рассказал художник Кирилл Арнштам (ему 95 лет, он бодр и деятелен).  В 1960-х с Анненковым иногда встречались молодые люди, приезжавшие из СССР в командировку в Париж. Например, Евгений Солонович, тогда начинавший, а ныне маститый переводчик итальянской литературы, поделился рассказом о незабываемой для него встрече с художником.
Искусствовед Ирина Обухова-Зелиньска. Фото из личного архива
Искусствовед Ирина Обухова-Зелиньска. Фото из личного архива
– Массовый читатель почти не знает работ Юрия Анненкова, хотя многим знакомы портреты Ахматовой, Пастернака. Как вы думаете, с чем это связано?
– Из тех масс, которые что-то читают и ходят на выставки, Анненкова знают многие. А если захотят узнать больше, то легко найдут сведения о его творчестве в Интернете — теперь есть даже отдельные посты в Livejournal, почти все престижные галереи имеют работы Анненкова и помещают на своем сайте его биограмму. Другое дело, что в этих текстах, как правило, огромное количество ошибок и неточностей. Они свидетельствуют об интересе к художнику и одновременно об отсутствии документально обоснованной информации.
Думаю, что это наследие советских времен, ведь в течение 30 лет фамилия Анненкова была в СССР под негласным запретом, да и потом, вплоть до самой перестройки, статьи и упоминания о нем носили эпизодический характер. Плотину прорвало в конце 1980-х — несколько раз выходил «Дневник моих встреч», а анненковские портреты писателей, режиссеров, художников, политиков замелькали в журналах и на обложках книг. Но на государственном уровне никогда не отмечались юбилеи Анненкова, а его первая персональная выставка в России состоялась лишь в 2014 году, причем только на основе фондов Государственного литературного музея в Москве.
– Какое на вас впечатление производит Анненков как человек?
– Насколько можно судить по рассказам современников, он был человеком живым и легким, очень коммуникабельным, не случайно у него было столько знакомых и друзей. О нем говорили, что «он петербуржец в Петербурге и парижанин в Париже». Очень много читал, был интересным собеседником. Ради красного словца не жалел никого, в первую очередь иронизируя над собой. И еще — он был хорошим товарищем, многим помогал, в том числе анонимно. Пользовался большим успехом у женщин — но это самая таинственная сторона его жизни. Хотя его внешние данные были скорее невыигрышными: он рано полысел, был небольшого роста. Но умел быть элегантным. И, конечно, в профессии художника по кинокостюмам ему тогда во Франции не было равных.
– Как вы думаете, если бы Анненков не эмигрировал в 1924-м, как бы сложилась его жизнь? Приняла бы его советская власть? 
– Анненков уехал на пике своей известности в СССР и в расцвете романа с советской властью. Можно сказать, что тогда он стал на какое-то время любимцем военного ведомства — портреты Троцкого, Склянского, Ворошилова, Тухачевского, а также первых лиц государства — Каменева, Зиновьева, Луначарского.
Однако после отъезда Анненков вовсе не расстался с советской властью — он принимал заказы полпредства, ходил туда на приемы, в СССР публиковались репродукции его работ, издавались книги с его иллюстрациями, он получал за это гонорары. Разрыв наступил в 1930-м, когда первый период советской власти кончился, и она выступила в иной парадигме — сталинской. Вот с этой ипостасью Анненков состоял в отношениях взаимной нетерпимости, можно сказать, ненависти. Кстати, после войны он стал ярко выраженным антисоветчиком — это видно и по тексту «Дневника», но он ведь еще и статьи писал, и участвовал в антисоветских съездах в Мюнхене, сотрудничал с радиостанцией «Свобода». Так что сталинизм он абсолютно не переваривал, а его визуальный образ — соцреализм — его чрезвычайно смешил, он не считал это искусством. Что касается советской власти, то когда наступила оттепель, она слегка размякла. Работы Анненкова стали выставляться на международных выставках. Ведь формально он считался советским художником.
– Следует ли ожидать расширения труда об Анненкове или исследования о другой личности? 
– Мое будущее — это мое настоящее. Сейчас спешно заканчиваю жизнеописание Анненкова. Вероятно, надо подумать о публикации монографии о портретах. Никогда не издавалась трилогия Анненкова «Рваная эпопея», публиковались только отдельные фрагменты. Многое еще ждет изучения и публикации, всего не перечислишь.
Анненковский проект на карте моих исследований — магистральный. Но я занимаюсь не только им и не только отдельными личностями. Люблю раскапывать сведения о людях талантливых и незаслуженно забытых, как бы выпавших из истории в том виде, в каком она сейчас пребывает.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ