Новости – Общество
Общество
Скалы и гроты музейных залов
Фото: UIG/ТАСС
Новосибирские ученые обсудили с коллегами из Франции, как сохранить и уберечь от разрушения наскальные рисунки и древние могильники
17 ноября, 2015 17:04
6 мин
В НГУ состоялся научно-практический семинар «3D в археологии: больше чем измерение». Он завершил комплексные исследования на алтайском плато Укок, которые проводились российскими и французскими учеными.
В июле 2015 года благодаря опыту европейских коллег в технологии трехмерного изображения, удалось выявить сюжеты, которые не удавалось зафиксировать традиционными методами — например, фото- и видеосъемкой.
– Это сюжеты, связанные с животными, прежде всего, лошадьми. Самое замечательное, что эти изображения выполнены в манере, которая характерна для искусства позднего палеолита. Возраст — 12–14 тысяч лет. На сегодня это один из самых древних пунктов на территории Центральной Азии с такими рисунками, — подчеркнул академик, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Вячеслав Молодин на пресс-конференции в НГУ.
Возможность воссоздать древние артефакты — одна из причин сотрудничества сибирских вузов и научно-исследовательских институтов с университетами Бордо и Савойи, а так же Министерством культуры и Академией наук Франции.
Эдуард Мишель, представитель Академии наук Франции и программный менеджер Института экологии и окружающей среды, в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» отметил, что французские археологи используют методологию, разработанную российскими учеными, поэтому совместные полевые работы помогают в изучении объектов.
– Есть неделимое пространство на евразийском континенте, на котором археологические памятники складываются в единую систему, поэтому нам важны изыскания в Сибири. Важен обмен опытом и студентами. Пусть у нас разные языковые группы, но когда начинаем говорить об археологии, то понимаем друг друга без переводчика, — с улыбкой объяснил Мишель.
Кульминацией семинара явился показ документального фильма в формате 3D «Последний переход» о пещере Шовэ Пон д’Арк, включенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Получасовая картина представляет собой неспешную экскурсию по темному гроту, на чьих стенах — наскальная живопись, датируемая 32–30 тыс. лет до нашей эры. Во Франции интерес к этой пещере огромен благодаря открытию древних рисунков, а также популяризации в массовой культуре: знаменитый немецкий режиссер Вернер Херцог снял здесь фильм «Пещера забытых снов». Более того, правительство Франции даже построило точный макет пещеры Шовэ Пон д’Арк для удовлетворения туристического спроса на объект, потому что подлинная пещера в настоящий момент опечатана, ибо малейшие колебания температуры способны нанести непоправимый ущерб наскальным рисункам.
Фильм «Последний переход» служит примерно для тех же самых целей — создать некое виртуальное пространство, при посещении которого можно будет познакомиться с действующими памятниками древнего мира.
Жан-Мишель Женест, ведущий археолог Франции и один из создателей «Последнего перехода», считает, что использование трехмерной технологии позволит сохранить важную историческую информацию и найденные объекты.
Жан-Мишель Женест. Фото: Сергей Спицын / «Русская планета»
Жан-Мишель Женест. Фото: Сергей Спицын / «Русская планета»
– 3D позволяет по-новому взглянуть на археологию. Технология заключается в исследовании, иллюстрации, а затем и воспроизведении для широкой публики. Объекты представляются как произведение искусства. Потребность в технологии очевидна: наскальные рисунки невозможно привезти в музей, но все равно следует представить их людям. Трехмерная визуализация позволяет не только показывать, но и исследовать те объекты, чьи детали так просто не увидеть. При этом объекты не страдают от нашего вмешательства и, вместе с тем, информация остается у нас, — рассказал археолог.
Однако и у новосибирской стороны есть свои примеры использования трехмерной технологии. НГУ вместе с компанией SoftLab-NSK, которая занимается созданием виртуальных тренажеров для угледобывающей, космической и железнодорожной отрасли, сделали для областного краеведческого музея трехмерную копию южносибирского острога. Посетители музея могут «пройтись» по острогу, используя специальные 3D-очки, изучая те объекты, которые находятся в виртуальном пространстве.
– Технология нам была известна и раньше. Тут важен опыт. Французская сторона обращает внимание на воссоздание деталей, соблюдают четкость формы и точность передачи. Этого как раз нам и недостает, — заметил проректор НГУ по информатизации, доктор физико-математических наук, профессор Михаил Лаврентьев.
Освоение работы с трехмерной технологией и совместные изыскания в рамках «зеркальной» лаборатории, воссоздающий объект из Сибири в другой стране, не единственные причины для сотрудничества. Та деятельность, которую ведет правительство Франции по охране объектов исторического и культурного наследия, по мнению академика Вячеслава Молодина, может стать примером для России.
– Мы далеко отстали от французов в деле охраны культурного наследия. У нас отношение к археологическим памятникам вторичное. Когда возникает выбор между раскопками и прокладкой нового газопровода, скоростного шоссе или строительства ГЭС, то при решении не учитываются мнение науки. И пока мы не преодолеем этот барьер, другие сферы жизни, которые нуждаются в корректировке и изменениях, так и будут оставаться в кризисном положении, — рассуждает академик.
Пока же новосибирские ученые и археологи думают о том, какие имеющиеся объекты древнего мира можно перенести в виртуальное пространство. По словам профессора Лаврентьева, началась обработка украшений, найденных в Денисовой пещере в Алтайском крае, и нескольких объектов в зоне озера Байкал, как например, стоянка Каменка. Не исключается создание и документальных фильмов о сибирских пещерах и раскопках.
– После показа «Последнего перехода» я сказал коллегам, что необходимо сделать несколько фильмов по алтайским наскальным изображениям. Мы можем показать не только объекты как часть сферы искусства, но и раскопки, а также могильники, где можно представить весь процесс ритуалов и жизни в поселке в эпоху бронзы. И это нужно делать. Это особенно важно для образования россиян, для их углубления в собственное культурное наследие, — заключил академик Молодин.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости