Новости – Общество
Общество
«Рабочие считают, что в офисах сидят лентяи»
Алексей Понедельченко. Фото из личного архива.
Новосибирский блогер-таксист Алексей Понедельченко — об армии, общении и культе успеха
23 июня, 2016 21:27
8 мин
В России 21 июня отмечают День таксиста — в этот день в СССР открылась первая служба такси. Сегодня частный извоз привлекает многих. Единственная объединяющая таксистов черта — это наличие другой специальности, за руль они садятся по зову души. Так работает Алексей Понедельченко, водитель и популярный публицист. Алексей служил в армии, был автослесарем, устанавливал антенны, пишет рассказы и зарисовки, публикуется на Интернет-ресурсах. О своей многоликой жизни и постоянных наблюдениях Понедельченко рассказал «Русской планете» в свой профессиональный праздник.
«Запомнился отпуск, когда приехал из армии домой и понял, как резко изменилась обстановка: только что был в армии, а теперь на «гражданке». Даже фобия забавная началась. Был как раз День Победы, и я очутился на площади Ленина, где ходил в толпе людей, разной степени алкогольного опьянения. Они раздражали меня очень сильно. Так вот, несколько раз во всей этой толпе за тот день натыкался на субъектов, которые выглядят как военные или, как минимум служивые. Была у них какая-то выправка и что-то такое в их виде, что сразу выдает. И вот иду я через эту толпу и вижу: вот один человек стоит. Вроде в гражданке, а бдит. Вот второй, третий. И так, пока всю площадь обошел, нехилую манию заработал.
Человека человеком делает не армия, а его собственная жизнь. Это большое заблуждение, что армия что-то воспитывает. Первая история, которую услышал после своего призыва в 2003 году — ЧП с бойцами Сухоруковым и Шагеевым из нашей бригады. Они вскрыли оружейную комнату, забрали по автомату, патронов набрали. Убили водителя машины у КПП, взяли машину, поехали в Татарстан из Ульяновска и по пути убили семь человек. Тогда про это много писали в газетах и показывали сюжеты в новостях. И один из офицеров сказал: «Мы же не можем сделать людей из тех, кого 18 лет делали дегенератами. Это сложно за два года». Если человек до 18 лет получал какое-то воспитание или не получал никакого, то хоть как воспитывай, подноготная сущность все равно вырвется.
Армия дала навык другого восприятия действительности. На «гражданке» есть четкое разделение между тем, кто ворует и тем, у кого. В армии нет понятия «украсть», есть — «потерять» и «найти». Если солдат ночью лег спать и утром не обнаружил, допустим, своих тапочек, то у него их не украли, он их «потерял». А кто-то, в свою очередь, «нашел». И в этом смысле, нужно надеяться только на себя. Это очень полезный навык в жизни — контролировать вообще все, и возлагать ответственность только на себя самого.
Сложно сказать, чем вызвано желание большинства десантников праздновать день ВДВ так, как они его празднуют. Но есть мысль, что вот эта демонстрация широты души и желание подраться присущи не только десантникам. Просто у них праздник летом. У нас в стране многие служили и большинству, я уверен, хочется погордиться хотя бы один день в году тем, что он служил, и все было не зря. Я не уверен, что службу в армии можно считать предметом гордости или каким-то личным достижение. Достижение — это к чему готовился. Например, полумарафон — долго тренировался и пробежал.
«Когда я работал установщиком антенн, видел много интересных людей. Как-то раз работал у женщины в загородном доме, таком полноценном коттедже. Зашел к ней в гостиную — там шкаф на всю стену и в нем — все выпуски журнала «Новый мир» с 1985 по 1991 годы. Это же было время, когда все разрешили печатать. Все стало выходить — Шаламов, Зощенко, Ахматова, Довлатов. Спросил — ее ли? Ответила, что да. Так целый чайник чая выпили, разговаривая о литературе, она еще удивилась, что не встречала читающих людей из сферы услуг и что антеннщик — это как сантехник, а они, в сознании обыкновенного человека, всегда пьяны и не очень культурны.
Никакой журфак не научит общаться с людьми. Постоянно работаю я с 16 лет, начинал на стройке. Как это выглядело: приходишь на любую стройку в пешей доступности и спрашиваешь, требуются ли им рабочие. Объясняешь, чего умеешь, чему хочешь научиться. Могли ответить, что требуются, но чаще говорили, что работников хватает. Тогда нужно было их убедить, ведь рабочие, на самом деле, всегда нужны. В тех коллективах, где мне довелось работать в студенческие годы, половина имели проблемы с алкоголем, а другую половину составляли бывшие ЗК. С точки зрения общения — это замечательные люди. Ты с ними разговариваешь, слушаешь их, они пытаются тебя научить жизни, как самого молодого. Ты с ними общаешься, споришь, доказываешь что-то. Так и учишься слушать и говорить.
Работа антеннщиком восполняла имевшийся дефицит коммуникации и погружения в народ. Приезжаешь на заявку в дом или квартиру, и окунаешься в новый мир со своими историями и людьми. Работа занимает от часа до всего дня, и все это время ты среди этих людей находишься, слушаешь их, общаешься. Мне всегда хотелось какого-то движения, перемещения. Дромомания, мотив дороги, вечный сюжет. Все время выхватывал заявки подальше — Ордынское, Барабинск, Сузун или, какое-нибудь условное село Куликовское, где даже телефон не ловил.
В установке антенн был один плюс — там не ощущалось расслоение людей. Телевизор стоит почти в каждом доме, и если человек его не смотрит, то смотрел раньше. Или в его семье кто-то смотрит. А работа в такси показывает не только расслоение людей и образование разных социальных групп, но еще и очень нехорошую штуку — мифологизацию социальными группами друг друга. Например, есть люди рабочих профессий и офисных. Рабочие считают, что офисные в своих офисах ничего не делают. Но они же делают. Я пару лет работал менеджером по рекламе — это тяжелая и, часто, собачья работа, какой-то ад. Но рабочие считают, что офисные — лентяи. Это и есть миф. В свою очередь, многие клерки уверены, что все представители рабочих специальностей — некультурные, пьющие.
«Такси привлекает в ряды водителей разных людей и не всем хочется общаться. Один мой знакомый как-то говорил, что хочет такую работу, где нет начальников и указаний и можно просто водить автомобиль в свое удовольствие. В итоге, он взял в кредит машину и устроился в такси. При всем этом, он — натуральный интроверт и с ним просто так не поговоришь, нужно сначала подружиться. И если пассажир в поездке начинает ему что-то рассказывать, то мой знакомый достает баночку с «ирисками» и показывает на нее пальцем…»
Такси стало массовой профессией, потому что здесь каждый водитель — сам себе начальник. А еще начисто отсутствует такое понятие как «успех». Нынешняя рабочая философия не оставляет вариантов для тех, кто не хочет кем-то особенным стать на работе. Везде говорят про успех, вовлеченность. Будь успешен — работай больше... Эта парадигма успешности застает человека врасплох, если он не хочет чего-то сверхъестественного.
Прошлой осенью началась массовое нагнетание обстановки. Мол, зима будет плохой, денег ни у кого не будет, доллар и евро вырастут. Работа у меня была, но я подумал, почему бы не попробовать заработать еще немного денег на Новый год? Так осенью я и пришел в такси. Кроме денег мною двигал все тот же дефицит коммуникации и погружения в народ. Это был интересный опыт. Заработал ли денег в том такси? Да нет, не особо. Такси — средство приработка, а не заработка. Иногда можно ухватить денежную заявку, но в другой день ее нет. А риски всегда остаются: дороги плохие, машина гробится, высока вероятность ДТП из-за большой концентрации неадекватов в выходные ночью.
Проблема всей сферы услуг в том, что у нас люди привыкли пользоваться другими и считают это нормальным. Однако очень не любят, когда кто-то пользуется ими. Если у тебя нет денег, то не надо садиться в такси. А если есть — это еще не означает, что ты царь и бог на время поездки. Не нужно по-свински относиться к чужой машине. Далеко не все такси — «курящие». Не стоит садиться в машину с сигаретой, открывать окно и командовать: «Поехали!» А некоторые считают: заплатил 90 рублей — можно употреблять ситуацию по полной. На 90 рублей сейчас банку «тушенки» не купишь, а после вычета всех комиссий, стоимости бензина и затрат на амортизацию автомобиля, вряд ли даже пачку растворимой лапши возьмешь. За символическую плату не стоит требовать от машины более, чем четыре колеса.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости