Новости – Общество
Общество
Детство Новосибирска
Фото: historical-pictures.hukilo.ru
Краевед Константин Голодяев — о первых кладбищах в Новосибирске, вековой войне русских казаков с телеутами и основателе города
14 июля, 2016 16:37
9 мин
С июля музей города Новосибирска запустил новую экскурсию «Городское начало». Это прогулка по Михайловской набережной. Место выбрано неслучайно — именно здесь протянулся железнодорожный мост через реку Обь, который и дал старт жизни Новониколаевску, который уже в советское время был переименован в Новосибирск. Краевед, историк и сотрудник музея города Константин Голодяев готов рассказать всем желающим о малоизвестных и запутанных страницах истории города.
– Ваша экскурсия берет начало от здания на улице Обская, 4, про которое тоже можно многое рассказать?
– Это историческое здание. Мало того, что оно построено в начале XX века, так еще в нем заключена самая крупная сделка города Ново-Николаевска. Именно здесь был подписан акт, что Николай II свои земли, принадлежащие лично императору и его семье, отдает городу за выкуп в 600 тыс. рублей — достаточно большие деньги по тем временам. Но выкуп был с рассрочкой на 20 лет, и город успел выплатить императору только чуть больше половины, а потом случилась Февральская революция, и выплачивать стало некому. За эти земли город боролся с конца XIX века, потому что, не владея ими, нельзя привлечь инвесторов, построить заводы и капитальные строения.
– Среди стержневых моментов вашей экскурсии, насколько мне известно, присутствует тема с кладбищами.
– Первый молитвенный дом в поселке Александровский появился в декабре 1895 года, а строители приехали весной 1893 года. Первое же кладбище в поселке официально было организовано в 1896 году, то есть еще через год. И я задумался, где до этого хоронили людей. И когда мы докопались на левом берегу до фундамента Никольской церкви, посмотрели в архиве ее метрические книги, то все стало ясно. Оказывается, новониколаевцы, жившие на правом берегу, сочетались узами брака, крестили детей и отпевали умерших на левом берегу, в Никольской церкви. Там же, неподалеку, находилось и первое кладбище. Тогда было и еще одно кладбище, деревни Усть-Иня, на месте нынешнего инструментального завода.
– Вообще как жители Кривощеково выбирали места для кладбища?
– Это место на окраине села, на пригорке, чтобы не подмывалось водой, не затоплялось. Кривощековское кладбище как раз находится на пригорке. Место это и сейчас видно с Михайловской набережной.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о 100-летней войне с телеутами?
– Когда в 1598 году атаман Андрей Воейков разбил ставку сибирского хана Кучума на реке Ирмень, то казаки в погоне за остатками ханского войска вторглись на территорию неизвестного государства. И после того как были добиты последние силы Кучума, казаки оглянулись и увидели вдали большое конное войско, которое просто стояло и не вмешивалось в ход битвы. Казаков было человек 500, и они ушли обратно через Барабинскую степь в город Тару Омской области.
Константин Голодяев. Фото : atas.info
Освоение Сибири пошло северным путем через основание Томска, дальше было образование Кузнецка, Красноярска, Иркутска, Хабаровска. А вот сюда, чуть южнее Томска, пройти не могли. И Русскому царству даже пришлось заключить мирный договор, единственный в истории колонизации Сибири, и построить союзнические отношения с телеутским государством, у которого была сильная конница, против чего малочисленным казакам было сложно воевать. По условиям договора, телеуты, хотя правильнее их называть «теленгетами», могли торговать в Томске, им было выделено специальное место — называлось оно Калмыцкий торг, а также должны были участвовать вместе с русскими в их военных походах. Русские обязывались защищать телеутов от их южного сильного соседа, Джунгарского царства, так называемых, «черных калмыков». Они-то, в конце концов, через 100 лет после описываемых событий и поглотили телеутов, открыв территорию русским, после чего началось освоение данного пространства.
– Так мы говорим о предках нынешних телеутов, которые проживают на юге Кемеровской области?
– Сейчас объясню. Вернемся к договору, который все же неоднократно нарушался с обеих сторон. На торге русские купцы зачастую обманывали телеутов, воевода не оказывал им помощи в отражении джунгаров, а телеуты грабили на дорогах, угоняли скот. Произошло больше десятка различных военных сражений, были осады Томска и Кузнецка телеутами, были вояжи русского войска на Мереть, на Телецкое озеро. Это не была постоянная война: то побились, то поторговали, то затишье, то снова пограбили, и так 100 лет.
Часть телеутов приняла русское подданство, и им было позволено проживание на территории современного Кузбасса, возле Новокузнецка.
Другая часть, которая не подчинилась колонизаторам, была постепенно вытеснена на Алтай, после чего завоевана джунгарами, и, по большей части, переселена ими на реку Или, к нынешней границе Киргизии и Китая, где в итоге растворилась. Остальные телеуты, избежавшие депортации в Китай, в конце 50-х годов XVIII века были, в свою очередь, переселены императрицей Елизаветой на Волгу, на территорию современной Калмыкии. Вот такая история этого народа, которую у нас мало озвучивали.
– Что за история, связанная с двумя Михайловскими?
– Она запутанная и до конца не изученная. У нас, в Новосибирске, долгие годы, существовал культ Гарина-Михайловского, который считался основателем города. Гарин-Михайловский со своей изыскательской партией работал в районе села Колывани и дальше вел железнодорожную ветку на Томск. Но тогда было два Михайловских: начальником строительства всей железной дороги выступал Константин Михайловский, а его подчиненным был Николай Михайловский, начальник изыскательской партией. Была и другая изыскательская партия со своим начальником Викентием Роецким. Это было два равноправных инженера. Но потом денег не хватило и две партии объединили, а общим начальником стал Николай Михайловский, которого современники называли Михайловским-II, а Константина Яковлевича, в свою очередь, именовали Михайловским-I.
– Как получилось, что Михайловский-II стал символом города?
– Когда встал вопрос об основании города, то советская власть не очень-то хотела видеть основателем ни императора Александра III, ни казаков, ни купцов. Только рабочие, прогрессивные деятели. Тут и всплыла личность Гарина-Михайловского.
Необходимо уточнить, что Гарин-Михайловский был талантливым писателем и очень экономным инженером. Он, кстати, выступал против строительства железнодорожного моста через Обь, доказывая, что проект будет слишком дорогим, и нужно обходиться дешевыми паромными переправами. Еще Гарин-Михайловский был дружен с молодым Максимом Горьким, и тот его ценил. Есть даже исследования, что Гарин-Михайловский помогал социалистам, вроде и деньги давал на издание газеты «Искра». В общем, это был великолепный кандидат для основания пролетарского города.
Много позже, на одной из исторических конференций был поднят вопрос о степени принадлежности Гарина-Михайловского к истории города. А в 1991 году, к 100-летию города, была образована специальная комиссия, которая, изучив вопрос, пришла к выводу, что Гарин-Михайловский имеет самое минимальное отношение к основанию города. А основатели — Роецкий и Михайловский-I.
– Но площадь Гарина-Михайловского пока не переименовали.
– Во-первых, переименование — затратное дело. А во-вторых, в мозгах так крепко засела личность Гарина-Михайловского, что будет неверным в одночасье ломать сознание людей. Нужно сначала вести просветительскую, разъяснительную работу. К тому же надо отдать дань уважения целой группе людей, которая тоже была причастна к основанию города.
– Роецкому дань уважения отдается?
– Называть улицу на окраине не очень хочется, а в центре свободных улиц нет. И все же некоторые историки отводят Роецкому роль технаря-просчетчика, а не открывателя. Тем не менее, это его нисколько не принижает, и уверен, что в будущем его имя найдtт место на карте города.
– Еще есть изумительная история с часовым поясом.
– Это все же легенда, что на одном берегу было три часа с Москвой, а на другом — четыре. И мы не сторонники ее развенчивать, потому что легенда красивая и смешная. Я специально в архивах и библиотеках искал документы, и не нашел ни одного подтверждения этой истории. Эта тема времени вызывает много дискуссий на экскурсиях, потому что находятся люди, которым мама и бабушка рассказывали о другом часовом поясе на другом берегу.
– Какие истории вызывают отклик у экскурсантов?
– Рассказываю про легенды мостов, про подрыв железнодорожного, про трагедию парохода Совнарком, про пролет летчика Привалова под Коммунальным мостом, что хорошо работает на иностранцев. Надо признать, что исторические факты вызывают меньше эмоций.
– Вас огорчает такое предпочтение?
– Нет, я думаю, через вот такие яркие вспышечки лучше проявляется интерес к истории. Я имею в виду не исследования, а именно обывательский интерес. Обращая внимание на «пиковые» моменты, люди запоминают весь контент, и могут связать одно с другим. И так складывается впечатление обо всей истории города. История как полотно, которое прослеживается через красные нити тех ярких событий, которыми оно богато.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости