Новости – Общество
Общество
«Мобилография — это импрессионизм в фотографии»
Набережная реки Томь в Кемерове в минуты летнего заката солнца. Фото: Дина Маркова.
«Русская планета» встретилась с Диной Марковой — автором фоторабот, снятых камерой мобильного телефона
14 сентября, 2015 20:58
8 мин
Новосибирский фотохудожник Дина Маркова — одна из первых, кто в России всерьез занимается мобилографией, то есть профессиональной съемкой на камеру смартфона. За ее плечами две выставки в Новосибирске и Кемерове.
На ее первой выставке «MobiФото» все работы были разделены на три части: абстракция, философия и зарисовки. Одни фотографии были вполне понятными — например, район Москвы с высоты полета самолета («Игрушечный мир») или набережная реки Томь в Кемерове в минуты летнего заката солнца. На другие же приходилось долго смотреть, чтобы понять, например, что перед тобой не пчелиные соты, а обрушившаяся кирпичная кладка в петербургской пиццерии.
В центре Новосибирска, на улице Каменской, которая параллельна главной пешеходной и автомобильной магистрали города — Красному проспекту — неспешно идет темноволосая девушка. Она рассматривает дома, подмечает, где и как падает тень и есть ли игра света и тени на зданиях. Затем достает смартфон и что-то фотографирует. На экране телефона — черно-белый кадр. Это силуэтное направление творчества Марковой. «Увидела пятна от света и листвы на доме. Переход света и тени — это всегда игра, некий рельеф света», — объясняет Дина Маркова.
– Какие преимущества у камеры мобильного телефона по сравнению с обычной зеркальной камерой?
– Только вес и доступность, ее можно быстро достать из кармана. Для меня вес очень важен — не могу долго носить тяжелое. Хотя есть и легкие камеры (900 граммов с объективом). Но камера всегда должна быть под рукой, а иногда идешь с дамской сумочкой и не хочешь, чтобы на шее болталась камера. И я не фотографирую каждую минуту, бывают дни вообще без фотографий.
– А какие главные недостатки?
– Отсутствие объектива и низкое разрешение матрицы, что влияет на качество снимка и четкость изображения. Невозможность выставить на камеру мобильного телефона те параметры, которые выставляешь на обычной камере. Полностью доверяешь автоматике. Как снял, так и получил. В этом как раз и состоит искусство мобилографии — нужно снять так, чтобы сразу получилось хорошо. Необходимо правильно подойти, встать, выверить свет. Мне как раз помогли все знания по свету, цвету, композиции. Очень важно как подан кадр, а не его качество.
Но если снять одну и ту же картинку мобильным и профессиональной камерой, то вторая будет сочнее, четче, резче. Возможности камеры сильно влияют.
– Как идет твое развитие как представителя мобилографии?
– Читаю разные книги. Например, по фотокомпозиции, но это для обычных фотографов.
На самом деле, не провожу четкой разделительной черты между обычной фотографией и мобильной. Мое профессиональное кредо: «Неважно что, неважно как, главное — результат». Неважно на что снимаешь, важно снимать. И это еще состояние души, мне редко хочется быть с большой камерой, а смартфон постоянно в кармане.
– В чем видишь особенность мобилографии для себя?
– Мобилография — это импрессионизм в фотографии. Очень молодое направление, в котором нет жестких критериев, нет ключевых авторов. Оно свежее и радикальное.
Мы стоим на территории стадиона «Спартак», где свои домашние матчи проводит местный футбольный клуб «Сибирь», играющий в ФНЛ. Перед нами — турникеты, отделяющие улицу от «мекки» местных футбольных фанатов и болельщиков. В дни матчей здесь не протолкнуться, а сейчас турникеты пусты. Фотографии не будет — солнце скрылось за высотными зданиями на противоположной стороне улицы.
«Наш глаз воспринимает либо сочность красок, либо контрастность в виде черно-белого варианта. Обязательно должен присутствовать ритм, в виде повторяющегося рисунка и чередующихся объектов. Вот турникеты ритмичны, но освещение пасмурное. По цвету нет контрастности, а она рождается от градации от белого до черного. Хотя иногда пасмурность играет свою роль, когда идет дождь и можно снимать через запотевшую линзу. А так в пасмурность все средне серое», — размышляет Дина.
Фото: Дина Маркова.
Фото: Дина Маркова.
– Как происходит рождение идеи? Чувствуешь приход вдохновения?
– Для мобилографии нет вдохновения. Нельзя логически разбирать творческое состояние, в нем нет никакой логики. Просто вижу направление света, кусок стены — сняла кадр. Это неосознанно. Думаю, все творческие люди делают то, что нравится, и у них нет особого понимания пути.
– Что тебе больше нравится из своих работ по мобилографии?
– Все. Я помню каждый кадр, как он у меня получился. Например, «Огненный цветок». Была в кафе, обедала и вижу, как луч солнца падает на колючий куст. Тогда подвинула шторку на окне, переместила сам цветок, поймала фокус луча на соцветие, и получился кадр. Или «Перекрестье». Это был двор в Новосибирске. Выпал снег, по которому проехал автомобиль, и пара человек прошла в разные стороны. После обработки плагинами поняла, что есть философский смысл.
Мне нравится, когда в кадре направляющие линии. Люблю ритм из элементов. Вообще, сторонник минимализма в кадре.
– Основной инструмент для работы — это Instagram?
– Иногда вообще его не использую. Сначала прихожу домой и просматриваю фотографии на большом экране и думаю, стоит ли их дорабатывать в редакторах. Есть ряд приложений. Помимо Instagram, использую еще HDR. Для съемки пользуюсь двумя дополнительными плагинами со встроенными камерами. Это Noir Pro — он дает черно-белые кадры, и Hipstamatic — это уже цвет.
– Чем вызвано направление черно-белой фотографией?
– Все рано или поздно начинают заниматься черно-белой фотографией, потому что когда убираешь цвет, то должен быть некий смысл. Невозможно показать природу в черно-белом цвете, иначе она будет серой. Тогда нужен смысл, сюжет, черно-белая фотография не отражает состояние покоя.
Снова выглянуло солнце. Рекламный щит и концертная афиша невольно образовали «рамку» на пешеходной части улицы. Дина то приближает, то отдаляет от себя смартфон, стараясь добиться нужного количества света, чтобы был виден человек, проходящий сквозь «рамку». Случайно запечатленные прохожие неодобрительно поглядывают на фотографа, не понимая, зачем она это делает.
– Как фотографический мир Новосибирска воспринимает мобилографию?
– Думаю, что несерьезно. Предполагаю так, потому что опросы не проводила. Мне кажется, с точки зрения маститых фотографов, невозможно сделать серьезную фотографию на мобильную камеру. И это вообще неправильно, что кто-то начинает заниматься «эскизиками», когда еще не прославился фундаментальной фотографией. Ведь надо сначала доказать, что чего-то умеешь, а потом заниматься чем-то своим. А я сразу занимаюсь несерьезными, с их точки зрения, вещами, и заявляю о себе как профессиональный фотограф. Диссонанс именно в этом.
– Но почему мобилография еще не стала массовой, ведь много кто снимает на смартфон и выкладывает в интернет?
– Они не догадываются, что можно снимать лучше и больше, что нужно немного знаний по фотографии, композиции, свету и цвету. Я уже сравнивала мобилографию с импрессионизмом и думаю, что у нее такое же будущее. Когда импрессионизм стал широко известен, то все в нем принялись работать. Но за Урал тема мобилографии еще не пошла. Может, со временем, дойду до идеи открыть школу по мобилографии, но для этого надо себя замотивировать. Пока же занята подготовкой к очередной выставке.
Перед Диной две вполне обычные лавочки без спинок. Но вот что-то привлекло ее внимание. Снимок. И на кадре снова парность — запечатлены боковые стойки. «Здесь не только парный предмет, но еще и цвет. Синий с желтым — это взаимно дополняющие цвета. Цвет должен быть интересным, желательно сочетание комплиментарных цветов и тогда любой объект может быть интересным», — объясняет на прощание фотограф.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости