Новости – Общество
Общество
«В каждом русском человеке есть черты Левши»
Владимир Анискин за работой. Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Новосибирский мастер микроминиатюр — о своем увлечении, творческих вызовах и споре с иностранцами
18 июня, 2016 12:42
7 мин
В мае исполнилось 135 лет со дня первого выхода книги Николая Лескова «Левша». И этой же весной новосибирский мастер Владимир Анискин презентовал самую маленькую книгу в мире с размерами страниц 70 на 90 микрометров, что в 88 раз меньше предыдущего творения японцев, занесенного в Книгу рекордов Гиннеса.
Владимир Анискин — доктор физико-математических наук и научный сотрудник в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН, где занимается разработкой и созданием микродатчиков для аэродинамических исследований. С 1988 года занимается микроминиатюрами. Звонок корреспондента «Русской планеты» застал Владимира Анискина за монтажом выставки его изделий.
– Владимир Михайлович, что за выставка, где вы монтируете, какие экспонаты представлены?
– Это выставка микроминиатюр на специальных выставочных формах: деревянная подставка, стеклянный колпачок и сверху микроскоп. Выставку организую в городе Яровое — это курортная зона в Алтайском крае.
– Выставка за свои деньги?
– Да, организую все сам. Все траты мои. Так проще: определяю место, куда хочу поехать. Звоню, договариваюсь, привожу и монтирую.
– Покрывают ли выставки расходы?
– В целом окупаются и приносят некоторую прибыль. Это не основной заработок, так-то я научный сотрудник и на хлеб зарабатываю на работе, а это хобби — как масло к хлебу.
– Какие экспонаты представлены у вас?
– У меня 31 экспонат. Классика жанра: подкованная блоха, верблюды в игольном ушке, надписи на волосе и на рисовом зернышке. Так же представлены инфракопии орденов, герои анимационных фильмов, космическая тематика. Впервые привез микрокнигу.
– Какова география перемещений ваших выставок?
– Поскольку я живу в Новосибирске, в основном это близлежащие регионы: Томская, Кемеровская области, Алтайский край. Но у меня есть менеджер, специально доверенный человек, который возит копии моих работ по европейской части. Были выставки в Уфе, Казани, Вологде. Сейчас выставка проходит в Алуште, еще одна заканчивается в Грозном, и ее перевезут в Белгород.
Большинство выставок — вторые, третьи экземпляры тех работ, которые я помещаю в музей «Русский левша» в Санкт-Петербурге. Это музей Международной гильдии мастеров. Помимо моих работ, там есть экспозиции с кованым железом, картинами.
aniskin.ru
Два варианта самой маленькой в мире книги "Левша" и "Алфавит", сделанные микроминиатюристом Владимиром Анискиным. Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
– Откуда берутся идеи для ваших микроминиатюр, в частности с книгой на срезе макового зернышка?
– Одни идеи лежат на поверхности, это классика. В других — я помещаю под микроскоп все, что попадается под руку: долблю, пилю, режу, изучаю свойства. Таким образом удалось придумать и найти технологии для изготовления маленьких фигурок — мои мультипликационные герои сделаны именно так. Еще одна группа изделий — это то, что я сам себе придумал, определенный вызов. Вот, допустим, хотелось отобразить воинскую славу русского народа и тему копий орденов.
– В чем была сложность этой работы?
– Необходимо добиться мельчайших совпадений копии и настоящего ордена, а там сложная геометрия, вдобавок полководческие ордена имеют барельеф, еще нужно сделать портретное сходство и четко отследить все размеры. Есть и другие вызовы самому себе. Я их называю глобальными задачами. Микрокнигу смог сделать. Осталось еще две: самое маленькое в мире изделие, выполненное руками человека, и движущаяся микроминиатюра. Пока не буду раскрывать тайну, что конкретно сделаю, но могу сказать, что это будет фигурка с вращательными движениями по окружности и вокруг собственной оси.
– Вы хотите сказать, что она будет с заводным механизмом — это же почти невозможно, сделать его на таком микроуровне!
– Отвечу так: это сложная задача. Мне такие нравятся, потому что они подстегивают художественную жилку и доставляют колоссальное удовольствие в решении. Например, микрокнигу делал несколько лет, одна из основных сложностей в том, что она должна быть тиражной. Надо было найти технологию для нанесения букв. Поиск и отработка заняли несколько лет.
– В мае исполнилось 135 лет со дня первого выхода в свет произведения Николая Лескова «Левша». Как думаете, какие сходства с тульским мастером есть в вашем характере?
– Думаю, что у каждого русского человека есть сходство с Левшой. Это ведь собирательный образ черт русского народа. Поскольку и я русский, значит, у меня тоже присутствуют черты, которые описаны в Левше. Это спокойное отношение ко всему иностранному без пиетета. Это терпение, профессиональный подход к делу и понимание, что без Божьего благословения не стоит начинать работу.
– Вы состоите в Международной гильдии мастеров. Можете сказать, чем иностранные микроминиатюристы превосходят российских?
– Начнем с того, что всего по миру где-то десять мастеров. Из них восемь — в России и бывших республиках Советского Союза. Так что сравнивать лучше с английским мастером, благо такой имеется. Что до превосходства, то это надо объяснять на конкретных работах, на мелких деталях, которые для зрителя остаются за кадром.
– Если говорить про вашу техническую оснащенность и англичанина?
– Да, микроскоп, с которым работает английский мастер, лучше моего. Работы у него интересные, хотя есть и те, что мне не по душе. Например, у некоторых фигурок человека видно, что пальчики не проработаны. Либо кулачок, либо рука спрятана. На мой взгляд, качество фигурки определяется бережным отношением к деталям, тем, насколько проработаны пальцы и лицо.
– Существуют ли между вами негласные соревнования? Вот вам не понравились пальцы у его фигурки, а у вашей они будут проработаны. Такое бывает?
– Нет, потому что каждый мастер самодостаточен, и он работает в той области, которая ему нравится. Кому-то по душе маленькие фигурки, кому-то — книжки, кому-то — оружие. Лично у меня не стоит задачи переплюнуть кого-то еще. Мне не нравится брать уже готовую задачу. Лучше взять свою и сделать ее красиво, и она будет образцом, уровнем качества для других художников.
– С таким отношением к делу, наверное, тратите много времени на микроминиатюры. Как удается сочетать работу и хобби?
– Обычно шучу, что раньше встаю и позже ложусь спать. На самом деле причина в планировании и организации своего рабочего времени и отдыха. Стараюсь распределить грамотно свою энергию между работой, семьей и хобби, чтобы и семью не запускать, и на работе было ладно, и в микроминиатюре все получалось. Для этого отказался от телевизора, упорно борюсь с интернет-зависимостью и стараюсь грамотно расходовать любое время. Например, купил самокат и езжу на работу на нем, а не на общественном транспорте.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости