Сладкий бизнес
Фото: news.ngs.ru (http://news.ngs.ru/more/1345148/)

Фото: news.ngs.ru (http://news.ngs.ru/more/1345148/)

Как новосибирский фруктовый батончик покорил Россию, пережил продуктовое эмбарго и экономический кризис

Батончики и смеси из сухофруктов, орехов и ягод новосибирской компании «Белое дерево» за 12 лет вышли на рынки от Москвы и до Владивостока, заняв полки магазинов и городских аптечных сетей.

«Русская планета» выяснила, как превратить региональную торговую марку в федеральный бренд.

8 женщин и тонна кураги

В 2003 году выпускник компьютерного факультета Новосибирского государственного технического университета Денис Тимошенко решил открыть свое дело. Вместе с компаньоном Ириной Алачевой они придумали «Фрутилад».

– Сначала мы решили, что нет хороших и готовых к употреблению сухофруктов в порционной упаковке, которые можно купить и съесть. Не орешки соленые, не сухарики, не чипсы, а что-то безвредное и максимально здоровое. В основном, тогда в магазинах были курага, изюм и чернослив, которые необходимо было тщательно промыть для еды, — вспоминает Денис Тимощенко в разговоре с корреспондентом РП.

Денис и Ирина испытывали продукцию на себе, пока не поняли, сколько можно съесть за раз для легкого перекуса. После нескольких тестов пришли к наиболее удобной порции в 60 граммов.

– Потом подумали: а куда девать отходы, которые таковыми не являются — просто ягоды и плоды с трещинами. Рваные, не очень красивые, в общем — неидеальные, — рассказывает Тимошенко. Так был придуман фруктовый микс с добавлением орехов. «Неидеальные» ягоды высушивались, резались на кусочки и раскатывались в тонкие лепешечки. — И только после этого, кто-то из наших общих с Ириной знакомых посоветовал сделать батончики из кураги. Так и пошел наш бизнес, — говорит Денис Тимошенко.

Технология производства батончиков проста. Основа «Фрутилада» — это курага или чернослив. Сухофрукты сначала замачиваются, затем промываются два раза, ополаскиваются и проходят через две ручных переборки. Восемь сосредоточенных женщин, под звуки отечественной эстрады, доносящиеся из динамиков радио, за сутки перебирают до тонны кураги.

Чистая курага смешивается с другими ингредиентами и отправляется на перекручивание. Как правило, ее соседи — сушеные яблоки и ягода. Причем она подвергается термической обработке — упаривается. После чего вместе с курагой и, например, яблочным пюре идет в мешалку.

Тестообразную массу прессуют, нарезают по длине и сушат в печном блоке в среднем до 13 часов. Еще пять часов масса остывает. Потом ее нарезают на батончики по 30 граммов. Все что осталось — «хвосты»  — снова идет в производство.

За смену готовят до 35 тыс. батончиков. Одну партию готовят почти двое суток. В месяц под маркой «Белого дерева» выходит до 2 млн батончиков.

Кризис — без повышения цен

Стартовый капитал компании «Белое дерево» составил 1,5 млн рублей.

Из-за недостатка средств, первое время в «Белом дереве» и владельцы компании, и работники вели по нескольку направлений.

– У нас и сейчас на предприятии — ни одного лишнего человека. Например, в отделе продаж — два сотрудника. Маркетолог занимается рекламой, ведением сайта и всем, что связано с упаковкой, — говорит коммерческий директор Ирина Алачева.

По словам Дениса Тимошенко, большинство рабочих — из близлежащих микрорайонов Новосибирска — Краснообска, Затулинки и района ГЭС.

В «Белом дереве» закупают растительное сырье сразу после сбора.

– Курага таджикская. В отличие от китайской и турецкой, она сладкая, что позволяет изготавливать батончики без добавления сахара. Причина в том, что в Таджикистане не гонятся за суперурожайностью, там качество на первом месте. В эту курагу мы добавляем много чистой ягоды, до 20%, кладем всего лишь грамм фруктозы и очень этим гордимся. Хочу делать тот батончик, который смогу взять домой и порадовать своих детей, — улыбается Денис.

Еще один принцип ведения бизнеса — никаких заемных банковских средств. Иначе, как говорят собственники, «в период кризиса будешь кормить банкиров, а не себя».

– Если бизнес востребован, то он сам должен себе заработать на развитие. Мы каждый год понемногу расширяемся, плюс не выводим деньги из бизнеса и почти всю выручку вкладываем в развитие. Такая политика позволяет нам сохранять объемы производства в нынешний кризис и не допускать существенного скачка цен. Только лишь в январе 2015 года мы позволили повысить цену на продукцию в среднем на 12%, —отмечает Тимошенко.

Чилийский «прорыв»

Внешнеполитические события вокруг России в прошлом году привели к введению эмбарго на импортные поставки и падению курса рубля по отношению к доллару.

Новосибирское производство батончиков «Фрутилад» в качестве отечественных ингредиентов использует только дикорастущие ягоды из Томской области и Алтайского края. Все остальные компоненты — яблок, бананов, груш, кураги, орехов — российское сельское хозяйство либо выращивает в малых объемах, либо не выращивает вовсе.

– Краснодар может накормить только европейскую часть России. В частности, по яблокам мы можем закрыть наши позиции процентов на сорок. Остальное приходится докупать из  Китая. Берем самые дорогие — у них натуральный вкус, — рассказывает Ирина Алачева.

Из дальнего зарубежья идет все остальное. Например, самое натуральное яблочное пюре производит нынешний возмутитель спокойствия Иран, а не Украина, хотя там оно вкусное, но с большим количеством консервантов. Иранцы же могут добавить только аскорбиновую кислоту, чтобы пюре не потемнело.

Но Иран и Эквадор экономических санкций не применяли, зато центр производства мирового миндаля — США, что незамедлительно сказалось во второй половине 2014 года.

– В Калифорнии растет 90% всего миндаля в мире, еще американцы выращивают самый лучший чернослив. Что делать в этой ситуации — было непонятно, — говорит Ирина.

И все же выход нашелся — выручили страны третьего мира.

– Вот, например Чили. У них никогда толком ничего не было. Но вдруг за пару месяцев вырос отличный миндаль. Правда, по цене втридорога, чем был в Калифорнии. И чилийцы знают, что мы обязательно купим. А что еще остается делать, — разводит руки в стороны Денис.

В подарок от гуру

В процентном соотношении 85% продукции уходит к представителям продуктового ритейла. Остальные 15 — в аптечные сети. Однако и тем и другим интересно производство собственной торговой марки (СТМ). Иными словами, это тот же батончик «Фрутилад», но в другой упаковке. Первой аптекой, которая вышла на сотрудничество с «Белым деревом» была московская сеть «Ригла».

С заходом в крупные торговые сети так же повезло.

– Для нас был знаковый момент, когда в 2005 году пробились в «Холидей-Классик». Они переживали нелегкие времена и были на грани разорения, так что взяли нас бесплатно как местного производителя, — рассказывает Денис.

Сегодня каждая торговая сеть хочет получить входной листинг в виде 500 тыс. рублей за одно наименование. Зарубежным компаниям это по плечу и здесь руководство «Белого дерева» видит единственный плюс от эмбарго — при запрете на импорт появляется больше шансов на вход у местного производителя.

Больше других батончики «Фрутилад» знают и любят в Новосибирске. В числе лидеров по продажам помимо него — Томск, Иркутск и как ни странно Владивосток.

Основная группа потребителей — студенты и приверженцы здорового образа жизни.

– Альпинисты, велосипедисты, даже йоги активно берут. У нас с ними целый анекдот связан. Несколько лет назад в Крыму был слет российских йогов, так оргкомитет заказал у нас большую партию батончиков и самый главный йог, некий приглашенный гуру, раздавал наши батончики всем желающим, — рассказывает Денис Тимошенко.

В 2015 году «Белое дерево» запускает второй производственный комплекс на левом берегу Оби в Новосибирске. Создатели бренда верят, что их аудитория будет расти.

 – У меня всегда была мечта — выйти со станции метро, подняться на поверхность и увидеть возле выхода не упаковки от «Кириешек» или мороженого, а обертки наших батончиков. Услышать, как они шелестят на ветру, — улыбается Денис. 

«Встречать рассветы полезно для здоровья» Далее в рубрике «Встречать рассветы полезно для здоровья»Доктор наук Константин Даниленко рассказал РП о новом методе лечения депрессий Читайте в рубрике «Титульная страница» В десятку!Что показали на презентации Apple и насколько это круто В десятку!

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»