Новосибирск, Бердск, Кольцово, Искитим
Фото: Wikipedia/ Bogomolov.PL

Фото: Wikipedia/ Bogomolov.PL

«Русская планета» разбиралась, что такое Новосибирская агломерация, кому она нужна и кому невыгодна

За первые полтора месяца 2014 года в Новосибирске произошла досрочная отставка Владимира Городецкого с поста мэра. Он перешел в региональное правительство, чтобы заняться вопросами, связанными с развитием Новосибирской агломерации. Корреспондент РП попытался разобраться в том, что она будет из себя представлять.

Что такое агломерация?

Начнем с теории. Агломерация — это скопление населенных пунктов, связанных друг с другом интенсивными хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми связями. Проще говоря, общими дорогами, транспортной системой, условиями для ведения бизнеса, для проживания и так далее. Чаще всего агломерации складываются вокруг крупных городов, к которым постепенно примыкают города-спутники и просто расположенные рядом деревни и села.

Работа над проектом Новосибирской агломерации идет уже около двух лет. Этим занимается консорциум, в который вошли российские ОАО «Гипрогор», ООО «СибНИИградостроительства», СГГА, Институт экономики СО РАН и британская Ove Arup & Partners International Ltd. В данный момент проект уже готов и его предстоит утвердить в Минрегионе. После чего все базовые документы агломерации будут выносить на публичное обсуждение.

Он предполагает создание агломерации, в которую войдут: Новосибирск, Бердск, город Обь, наукоград Кольцово, Искитим, и несколько муниципальных районов области (территория Новосибирского и Искитимского районов целиком и часть поселений Колыванского, Ордынского, Коченевского, Мошковского, Тогучинского и Черепановского районов). Таким образом, территория агломерации превысит 20 тыс. км2, а население — 2,4 млн человек.

Задачи создания агломерации: обеспечение комплексности развития территорий, благоприятного инвестиционного климата, создание условий для рационального размещения производственных мощностей, формирование единой системы инженерного обеспечения и прочее. Например, в рамках агломерации средства городского бюджета можно будет направлять на развитие инженерной инфраструктуры на территории Новосибирского района. Сегодня, по Бюджетному кодексу, оплаченная городом труба или дорога должна заканчиваться на границе с другим муниципалитетом.

Управлять Новосибирской агломерацией будут на основе межмуниципальных соглашений. Такая логика организации связана с тем, что пока понятие агломерации не прописано ни в Градостроительном кодексе, ни в Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

– Соглашения, подписанные участниками агломерации с региональным правительством, предполагают формирование единой политики на территории агломерации, согласованность принятия решений и интенсивное взаимодействие участников, но без изменения их административно-территориального устройства, — рассказал «Русской планете», Сергей Заусаев, главный градостроитель СибНИИ градостроительства.

Аэросити и Наукоград

Разработчики предложили создать внутри агломерации четыре так называемые «зоны опережающего развития», которые станут локомотивом агломерации. Зона аэропорта Толмачево превратится в Аэротрополис или Аэросити, где будут созданы рабочие места для 50–60 тыс. человек. Академгородок, наукоград Кольцово, учреждения медицинской академии и Краснообска превратятся в центр развития инновационных технологий — Наукополис. Территория между Искитимом и Линево, продолжит развиваться как исторически сложившийся кластер промышленности строительных материалов.

– Здесь мои позиции расходятся с точкой зрения Гипрогора, который и выдвинул эти три зоны как основу агломерации. Во-первых, ни на одну из них не может быть единого инвестора, во-вторых, ни по одному из этих центров нет стройной концепции. В частности, чем будет заниматься Аэросити? В моей концепции в отношении Наукополиса был ясный стартовый тезис: «нельзя развивать науку на территории с очень дорогим жильем». Поэтому Бердск и ОбьГЭС рассматривались как зоны, куда нужно выдвигать часть НИИ и лабораторий, поскольку только там жилье по ценам подъемное для молодых ученых. Вроде бы с этим согласились, но победила, все равно, производственная трактовка, давайте соберем в кучу три академии и Вектор, вдруг, что-нибудь булькнет, — сокрушается Юрий Воронов, директор новосибирской консалтинговой компании «Корпус».

Четвертой «зоной опережающего развития» станет центральная часть Новосибирска. В ней будут сосредоточены офисы банков и крупных компаний, большое количество многофункциональных деловых центров, социальной и развлекательной инфраструктуры.

Соседи и мы

Новосибирск отнюдь не первопроходец на пути создания агломерации. Другие сибирские регионы приступили к их формированию намного раньше. Первые шаги по созданию Иркутско-Черемховской агломерации были предприняты еще в 2008 году. Формально ее создание так и не было завершено, хотя на практике слияние Иркутска с близлежащими районами постепенно происходит. Так, Иркутский микрорайон, построенный за пределами городской черты, фактически пользуется инженерной инфраструктурой областного центра, а его жители там учатся и работают. Однако, в конце 2012 года градостроительный совет при губернаторе Иркутской области принял решение о сворачивании всех работ по составлению генеральных планов и схем территориального планирования тех муниципалитетов, которые должны были сформировать агломерацию.

Еще более печальной оказалась судьба Красноярской агломерации, о создании которой было объявлено в 2008 году. В ее состав должны были войти города Красноярск, Сосновоборск, Дивногорск и четыре района: Емельяновский, Манский, Сухобузимский и Березовский. Был даже создан специальный фонд «Красноярск-2020». Предполагалось, что к 2020 году объем инвестиций в него достигнет 15 млрд долларов. Однако после отставки губернатора Александра Хлопонина, усиленно продвигавшего эту идею, деятельность по созданию агломерации постепенно сошла на нет.

Предпринята попытка создания агломерации и в Алтайском крае. В октябре 2012 года была создана ассоциация «Барнаульская агломерация», которая существует как юридическое лицо. Входят в нее: Барнаул, город-спутник краевой столицы Новоалтайск и Первомайский район, а управляется она исполнительной дирекцией. В том же 2012 году была утверждена схема территориального развития Барнаульской агломерации. Но дальше формальных шагов дело не пошло.

Дальше всех среди сибирских агломераций продвинулась Абаканско-Черногорская, созданная в Хакасии. В 2012 году ей удалось получить финансовую поддержку: выиграть конкурс Минрегионразвития и войти в различные федеральные программы получает средства на реализацию проектов в различных сферах. В 2013 году Правительство республики опубликовало концепцию развития агломерации до 2020 года.

Причины неудач этих проектов эксперты видят, в том, что все они создавались «сверху». В самих регионах сторонников агломераций было немного.

– Многие поначалу считали, что это какая-то очередная глупость федерального центра, — отметил Юрий Воронов в разговоре с корреспондентом «Русской планеты».

Согласен с этим и Сергей Заусаев, главный специалист СибНИИ градостроительства, один из участников разработки концепции развития Новосибирской агломерации. По его словам, агломерация — это естественный процесс.

– Это объективный процесс, независимый от того, хотим мы этого или нет, — говорит Сергей Заусаев. – Все крупные города в мире формируют вокруг себя агломерационные связи.

Это проявляется в интенсивности внутренней суточной миграции жителей городов, которые утром едут на работу в центр города, а вечером — домой, в пригород; культурных и социальных связях, когда жители окрестных населенных пунктов ездят в центр крупного города за покупками, в театры, на выставки и так далее.

– Как только возникает сильное притяжение между городом и его окружением исследователи говорят о том, что агломерация сложилась, она функционирует, — продолжает Сергей Заусаев.

От конгломерата к агломерации

В случае с Новосибирском, областной центр и окружающие его поселения только сейчас подошли к такой стадии своего развития, когда можно говорить о том, что Новосибирская агломерация сложилась и функционирует, считает Сергей Заусаев. Она уже существует как социально-экономическое явление и дальше будет развиваться естественным путем.

По словам Юрия Воронова, и сам Новосибирск является конгломератом нескольких городов. Это Новосибирск-Центральный, Западный, Восточный и Южный. К Новониколаевску, который стал ядром будущего Новосибирска, в разные годы присоединялись: левобережное село Кривощеково, Соцгород (зона, в которой жили рабочие с завода «Сибкомбайн»), анклав Пашино, Академгородок и поселок в районе станции Иня (теперь он превратился в Первомайский район города).

Именно поэтому одна из главных проблем современного Новосибирска, а, следовательно, и формирующейся агломерации, — транспортная. По мнению Сергея Заусаева, решать ее нужно за счет строительства скоростных магистралей, которые позволят перемещаться из одной отдаленной части города в другую, минуя центр. Генплан предусматривает их появление в поймах малых рек. Пока построена только Ипподромская магистраль, соединяющая Южную площадь, где берет начало Красный проспект, и район Сухого лога. В Генплане перспективными названы магистрали Ельцовская, Тулинская и другие.

– К сожалению, ни генплан, ни СТП (схема территориального планирования — Примеч. РП) агломерации по действующим нормативным документам не обязаны содержать внутри себя перспективные транспортные схемы. Такая схема для Новосибирска была сделана независимо от Генплана одной питерской организацией и сделана халтурно. В СТП агломерации удалось протащить городскую железную дорогу и использование Восточного объезда как хордовой магистрали. Над транспортной составляющей еще придется много работать, скорее всего, уже после ввода в строй Бугринского моста. Мы, и СГУПС просим, дайте денег на моделирование транспортных потоков левого берега после завершения третьего моста. Но все хотят увидеть, как оно схлопнется, на самом деле. Ждут коллапса, — негодует Юрий Воронов.

«Религиям нечего сказать об устройстве материального мира» Далее в рубрике «Религиям нечего сказать об устройстве материального мира»Организатор Дня Дарвина Павел Бородин о современном мракобесии и важности теории эволюции Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

16 февраля 2014, 22:54
У Новосибирской области есть все шансы стать действительно первой агломерацией и вообще удачным примером развития территории
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»