Физика как чудо
Фото: Александра Краснова/ТАСС

Фото: Александра Краснова/ТАСС

Лучший молодой учитель России — о любимом предмете, непредсказуемости учеников и проблемах современной школы

Учительский стаж 24-летнего Леонида Дедюхи из Новосибирска — два года, а он уже в числе победителей конкурса «Педагогический дебют». Учитель физики в гимназии № 11 «Гармония» стал лучшим в номинации «Молодые педагоги». «Русская планета» побеседовала с Леонидом Дедюхой о современных детях, физике и изъянах среднего образования.

– Леонид, расскажите о конкурсе, в котором стали победителем?

– В нем принимают участие педагоги со всей страны, чей преподавательский стаж не более пяти лет. Для участия был нужен конспект урока и образовательный проект с тематикой, соответствующей году кино.

– Проект по году кино от учителя физики?

Совершенно верно. Мой проект назывался «Физическая киностудия». Суть в том, чтобы ребята, через изучения кинематографа, знакомились с физическими законами. Проект направлен на то, чтобы и физики и лирики были довольны. Например, благодаря разным научным открытиям и влиянию научно-технического прогресса можно проследить эволюцию спецэффектов в кинематографе. Или изменения кино- и фотосъемки.

Еще я отправил эссе на тему педагогических открытий.

– И что вы считаете своими открытиями?

– Например, систему обобщающих заданий. Когда учился в НГПУ, то у нас были интересные работы, они называются «регатами». Дается список задач, сначала проще, потом сложнее. Чем сложнее — тем больше баллов за верное решение. Я модернизировал эту схему, дабы моим ученикам было не скучно. В первых заданиях необходимо дополнить фразу из определения того или иного явления. Затем идут задания на предмет соответствия. Потом задача, эксперимент, вопрос, на который нужно найти ответ в интернете. В конце концов, творческое задание. Баллы везде разные и для «отлично» нужно набрать определенное количество, причем необязательно решить все.

Еще у меня есть система онлайн-тестирования. Я учусь в магистратуре, и там показали интересную штуку: имеется база данных в интернете, где преподаватель заносит всех в систему, потом дает пароли, и задания идут через сеть. И у меня возникла идея, а что если сделать аналогичную базу данных для подготовки к ЕГЭ. Сделал, выложил туда тесты, ученики могут зайти с самого простого смартфона и решить задания, там автоматически подбивается статистика и выводится процент ошибок и так далее.

В конце каждого полугодия расспрашиваю учеников, что им понравилось, что — нет, и что бы они хотели изменить. Разумеется, прислушиваюсь к их мнению и стараюсь делать, как они говорят. Когда ученики видят, что их мнение кому-то интересно, то понимают, что они тоже — участники учебного процесса. И меняется отношение к учебе.

– Что вам особенно запомнилось на конкурсе в Москве?

– Публичное выступление перед другими участниками. Была нужна тема, которая, по мнению организаторов, способна вызвать широкое обсуждение. Я разработал топик «Толерантность к неопределенности у молодого учителя».

– Звучит витиевато.

– На самом деле все несложно. Смотри, толерантность мы понимаем как терпимость. Неопределенность — это новые, неведомые ситуации, которые возникают в нашей жизни. Если человек толерантен к неопределенности, то он видит новые ситуации не как угрожающие, а как дающие возможность проявить себя.

Любопытно, что когда вчерашние выпускники приходят в школу, то у них уровень толерантности к неопределенностям весьма средний, они не готовы воспринимать постоянные нововведения и меняющиеся условия игры. Но после двух лет работы этот уровень толерантности возрастает.

Леонид Дедюха. Фото из личного архива

– К чему обязывает статус «Лучший молодой педагог России»?

– К работе и труду, который не должен пройти зря. У меня был седьмой класс, который срывал уроки. Орать на них? У меня нет этой мании. Я думал, что все будет хорошо и просто верил в них. Так вот, в этом году они написали контрольные лучше, чем математический класс. Да, пусть ответы на уроках немного корявые, но зато верные.

– Вообще, какие у вас есть методы воздействия на аудиторию, которая тебя не воспринимает?

– Здесь все строится на доверии. Нужно быть честным к ученикам и к себе. Уметь признавать ошибки, если объясняешь урок.

– Получается, ты рушишь главный догмат школы — «учитель всегда прав, если он не прав — смотри правило первое»?

– Верно. Бывали ситуации, когда у ученика до моего прихода была «пятерка», а со мной — «тройка». Тогда я говорил, что если он объяснит мне тему по-другому или сможет доказать мою неправоту, то я изменю отметку. Да, это в некотором роде революция, но я считаю, что все должно быть честно: ученики должны уважать учителя, а не бояться. Поэтому я ставлю их на одну доску с собой. Никого не унижаю и не обзываю.

– Откуда у вас такой взгляд на учительство, почему вы решили стать учителем?

– Я деревенский парень и физика для меня была сродни чуду. Помню, первый опыт, который нам показали — это был металлический шар, который проходил через кольцо, а после нагревания расширялся. Оказалось, что это — не фокус, а физическое явление. Физика — это чуть ли не единственная наука, которая реально применима в обычной жизни. И я решил, что коли она мне помогает, то нужно и другим показать это. Поэтому после 11 класса я целенаправленно подавал документы в НГПУ.

– К чему оказались не готовы после окончания университета? Было ли в работе что-то такое, что не нравилось?

– Формальность. Ее чересчур много. Например, существуют разные рейтинги успешности школ. По количеству отличников, олимпиадников, чего-то еще такого. И каждая школа начинает рваться, чтобы попасть в конкретный топ-10 или топ-25, и сама учеба отходит на второй план. С этим сложно бороться, потому что это устоявшаяся система. Но она мне совсем не нравится.

С другой стороны, мне помогло, что перед работой в школе я успел отслужить в армии. Потому и ожидал, что в школе будет сложнее, а оказалось все достаточно просто.

– Возвращаясь к теме толерантности к неопределенности: к чему сложно привыкнуть?

– У меня была иллюзия, что если я буду готов к урокам, то и дети будут хорошо учиться. Это не совсем верно, всегда нужно держать в голове фактор непредсказуемости. Дети могут сделать что угодно. Иногда отличник может быть не готов, или ученик может не прийти на олимпиаду. Их не нужно в этом винить, и потом вымещать свое разочарование.

– Какие у вас минусы и недостатки в работе?

– Не хватает опыта, еще не весь учебный материал знаю хорошо. Когда пришел работать, то мне дали седьмой и девятый классы. Теперь это, соответственно, восьмой и десятый. Поэтому многие темы для меня в первый раз. Бывает, что не успеваю решить все задачи по конкретной теме или упускаю нюансы в лабораторных работах. Спасибо коллегам — они помогают советом.

– Вам не нравятся формальности в работе учителя. А как вы относитесь к системе ЕГЭ, она себя оправдывает?

– В целом, да. Ситуации бывают разные. Допустим, ученик Вася. У него сложились плохие отношения с учителями, которые понаставили «троек» в аттестате. Раньше он, скорее всего, не поступил бы в университет, а теперь его поступление зависит только от набранных баллов на ЕГЭ. Потом, ЕГЭ — это некий контроль над работой учителя. В своей школе он может делать что угодно, вплоть до конкретной фикции, но единый экзамен показывает, насколько дети у такого учителя действительно учились, а не отбывали время.

– Мы говорили о сложностях в работе. Как вы преодолеваете стресс от учительства?

– Скажу честно, иногда думаю об увольнении, но потом собираю волю в кулак и работаю дальше. Возможно, мне помогала бы собственная семья, но я пока не женат. Стараюсь отвлечься, переключиться на другие активности. Занимаюсь вокалом и пробежкой утром и вечером. Иногда бегаю по 6–8 км.

– Раз вы ведете здоровый образ жизни, не появлялась ли идея совместить урок физкультуры с уроком физики?

– Думал совместить калории с силой трения — сколько человек должен пробежать, чтобы сбросить вес, составить план для похудения, просчитать его с физической точки зрения. Возможно, еще созреет. Как и «Физическая киностудия». Я же теперь лучший молодой педагог страны и мне надо задавать планку. 

«Эпоха бесконечных перемен» Далее в рубрике «Эпоха бесконечных перемен»Психоаналитик Анна Булычева — об антидепрессантах, психологических проблемах россиян и кризисе Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»