Город встал
Транспортный затор на проспекте Димитрова в Новосибирске. Фото: РИА Новости, Александр Кряжев

Транспортный затор на проспекте Димитрова в Новосибирске. Фото: РИА Новости, Александр Кряжев

В Новосибирске возникли 8-балльные пробки после первого же снегопада

Снегом в Сибири никого не удивишь, тем более что в этом году зима немного задержалась. Снежный покров должен был установиться уже 5–6 ноября. Однако снегопад, а вернее метель, окутавшая город в первой половине дня 12 ноября, стала причиной пробок практически на всех основных магистралях города. Корреспондента «Русской планеты» снег застал на Восходе, где при плохой видимости и плотном потоке скорость движения упала до 20 км/ч. У въезда на мост патруль ГИБДД пытался ускорить движение, попеременно пропуская потоки с Восхода и с ул. Большевистской — по направлению из центра. Это мало чем помогало, многие автомобили не могли тронуться с места. По данным сервиса «iProbki.Ru», в этот день в городе были зафиксированы 8-балльные пробки.

По данным ГИБДД, за 12 ноября в Новосибирске и Новосибирской области произошло 16 ДТП с пострадавшими. Еще 314 — без пострадавших, но с материальным ущербом. Так что «день жестянщика» в Новосибирске наступил.

Не помогла и уборочная техника, которая вышла на дороги города. По словам заммэра города, начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Валерия Жаркова, часть дорожной техники в Новосибирске перешла на работу в зимнем режиме, а 12 ноября на городских улицах и магистралях работало около 50 единиц техники для обработки песко-соляной смесью и 10 пескоразбрасывателей. Городские дорожно-эксплуатационные учреждения выставили «на прометание» тротуаров 38 тракторов и 11 единиц малогабаритной техники со щетками, а подрядные организации мэрии в каждом районе выделили по 2–3 машины для уборки тротуаров.

Впрочем, пробки для Новосибирска — не новость, заторы случаются на дорогах в любое время года. И в этом город ничем не отличается от других российских мегаполисов. Причины пробок везде одинаковые — быстрый рост автомобилизации населения и улицы, не рассчитанные на такой автомобильный трафик.

В опубликованном РИА «ФедералПресс» в сентябре 2013 года рейтинге городов-миллионников по уровню автомобилизации населения, Новосибирск занял первое место с показателем 61%. Именно такая доля населения мегаполиса имеет автомобиль. «Новосибирск лидирует в рейтинге автомобилизации населения: на 1,5 млн жителей приходится 936 тыс. легковых автомобилей», — комментируют результаты составители рейтинга. Кстати, по доступности дорог, т. е. количеству автомобилей на 1 км дорог общего пользования, первое место также принадлежит Новосибирску с результатом 676. И это при том, что его территория составляет 500 тыс. м2, а плотность дорожной сети самая низкая среди городов мира, чье население достигло 1 млн человек, — 0,62 км/км2.

Конечно, власти предпринимают меры для того, чтобы автомобили все-таки двигались, а не стояли в пробках. Так, в Новосибирске летом убрали парковочные карманы на Красном проспекте. Позже чиновники отчитались о результатах непопулярного решения. Валерий Жарков рассказал на специально организованной пресс-конференции, что скорость общественного транспорта на главной улице города увеличилась с 21–25 км по четной стороне на 4,5 км/ч, по нечетной — на 3,5 км/ч. «Увеличение в городском режиме движения даже на 5 км/ч — очень большой плюс», — заявил заместитель мэра. Он отметил, что зимой личный транспорт не будет препятствовать уборке. Весь снег с тротуаров и вдоль них будет счищен и вывезен беспрепятственно.

Будет ли снег вывозиться с обочин, увидим зимой. Как раз 12 ноября в мэрии Новосибирска прошло заседание рабочей группы по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Говоря о готовности дорожных служб к зиме, Валерий Жарков ответил, что с этим проблем нет: вся необходимая техника в строю, запасы песко-соляной смеси имеются в достатке, дорожники готовы оперативно реагировать на снегопады и гололед.

Но власти борются с пробками не только запретами и штрафами. Генеральный план города предусматривает значительное увеличение протяженности транспортно-дорожной сети. В 2007 году (год принятия Генерального плана) длина сети составляла 1391 км, из них с твердым покрытием — 985 км, включая два автомобильных моста через Обь.

Основной проблемой улично-дорожной сети города в Генплане названа недостаточная протяженность магистральных улиц и дорог — всего по городу 260 км, а с учетом только застроенной территории — 223 км, что не обеспечивает пропуск возрастающих транспортных потоков, создает аварийные ситуации. Отрицательную роль играют низкая плотность магистральной сети, недостаточное количество мостов через Обь, отсутствие сквозных магистралей, соединяющих районы города и т. д. Состояние улично-дорожной сети по ее пропускной способности в Генплане характеризуется, как близкое к критическому.

С тех пор запущена Ипподромская магистраль, построена развязка на ул. Выборной, проведена реконструкция Бердского и Советского шоссе, что позволило значительно увеличить их пропускную способность, открыт мост через камеру шлюза ОбьГЭС, строятся развязки на Петухова, Южной площади и, конечно, третий мост через Обь. Но ситуация если изменилась, то в худшую сторону. Недавно губернатор Новосибирской области Василий Юрченко обвинил мэрию Новосибирска в принятии решений, приведших к транспортному коллапсу.

«Почему власти Новосибирска выделяли многие земельные участки бездумно, без какой-либо увязки с дальнейшим развитием городских дорог? Мне кажется, одна из причин кроется в самом порядке предоставления участков под застройку, установленном постановлением мэра Новосибирска еще в 1993 году. Это очень коррупционный документ, и сейчас я заставляю мэрию его изменить».

По мнению Игоря Поповского, известного в городе архитектора, завкафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА, обвинять одну только мэрию в создавшейся ситуации было бы неправильно.

– По Генплану 60-х годов прошлого века улично-дорожная сеть Новосибирска была разработана из расчета 400 автомобилей на тысячу жителей, — пояснил «Русской планете» Игорь Поповский. — Но к середине 80-х годов, когда началась перестройка, только 20% из запланированных улиц, дорог и магистралей были построены.

При уровне автомобилизации, близкой к европейской, плотность дорожной сети на порядок ниже, именно это и приводит к транспортному коллапсу.

– Физически не хватает дорог — не развязок, не мостов, а улиц, по которым можно ездить на автомобилях. И это также следствие того, что квартальная структура Новониколаевска и Новосибирска начала XX века была разрушена и варварским способом укрупнена в 60-е годы. Например, Челюскинский жилмассив уничтожил, наверное, около 10 улиц. И без небольших улиц мы получаем перегрузку магистральных.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»